«От святой купели и до гроба»

 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

(вниманию наших читателей: все даты, приводимые в книге, указываются по старом стилю)

ВЕРА В БОГА И ВО СВЯТУЮ ЦЕРКОВЬ

Мы - православные христиане веруем в Единого Бога, во Св. Троице славимого: в Отца, Сына  и Св. Духа, в Троицу Единосущную и Нераздельную. Бог-Отец «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного» за спасение мира (Иоанн. 3: 16); а Сын Божий - Господь Иисус Христос по той же божественной любви «Себя предал за Церковь» (Ефес. 5: 25), т.е. пострадал за всех верующих, «да будет Церковь свята и непорочна».

Воплотившись от Духа Святого и Марии Девы, Он через проповедь Евангельскую и страдания на кресте совершил дело нашего спасения, каковое спасение всякий верующий получает только во св. Его Церкви, - в Теле Христа (Ефес. 4, 11), через благодать Пресвятого Духа. Посему, по вознесении на небо, Господь Иисус Христос послал от Отца Духа Святого в виде огненных языков, а Он, утешитель Благий, через апостолов, пастырей и учителей Церкви - 1) «созидает Тело Христово» (Еф. 4: 11), уловляя людей в Царство Божие; 2) изливает Свою благодать и устрояет божественные тайны (1 Кор. 4:1) и пасет овец Церкви Христовой (Деян. 20: 28). Он Учитель истины. Освятитель и Утешитель (Иоанн. 16).

Истинно веровать в Бога Триединого значит не только признавать, что Бог существует, но также любить Его и повиноваться Ему. Иначе вера наша будет мертвой, или бесовской: «и бесы веруют и трепещут» (Иоанн. 2: 17), «вера без дел мертва» (Иоанн. 2:17). Веровать же нужно затем, чтобы угодить Богу и наследовать вечное спасение: «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11: 6). «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16: 31).

Если истинно веровать в Бога значит любить Его, но что значит любить Бога? Ведь на словах многие говорят, что готовы и мучение потерпеть за Христа, а на деле продают Его, часто даже того не замечая, дешевле, чем за 30 сребренников.

Любить Бога значит соблюдать, исполнять Его св. заповеди, значит - любить ближних: «Кто имеет заповеди Мои, говорит Господь, и соблюдает их, тот любит Меня» (Иоанн. 14: 21). «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Иоан. 4: 20).

По вознесении на небо, как мы сказали, Господь Иисус Христос все сокровища благодати, всю власть вручил Св. Церкви, которую Он «приобрел Себе Кровью Своею» (Деян. 20: 28), и повелел подчиняться ей, как Самому Себе: «если (кто) Церкви не послушает, то да будет от тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 17). «Слушающий вас, сказал Господь апостолам и их преемникам - пастырям церкви, Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лук. 10: 16).

Поэтому, веруя в Бога и повинуясь Ему, мы должны веровать и во св. Церковь и повиноваться ей, - любить ее, как нашу св. матерь: «верую... во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую церковь» (IX чл. Симв. веры). Церковь есть не что иное, как общество людей православно верующих, управляемое священно-началием (пастырями) - (Деян. 20: 28) и окормляемое Св. Таинствами, или, короче сказать, - Церковь есть общество спасаемых. Церковь пребудет непоколебимою и никем неодолимою, до Второго пришествия, хотя с ней и будет бороться вся сила ада (Мф. 16: 18), потому что она всегда укрепляется благодатью Св. Духа и Господь Иисус Христос невидимо через пастырей управляет ею, как Кормчий, и руководит, как Глава ея (Еф. 1: 22), и через Церковь совершает на земле дело спасения людей: Церкви, в лице пастырей, вручены «ключи Царства Небесного», дана божественная власть вязать и разрешать грехи (Мф. 18: 18). Церковь охраняет в чистоте учение Евангельское от ересей и раскола, соблюдает в неизменности таинства, блюдет различные уставы, как то: о молитве, о праздниках, о постах и пр., почему Св. Церковь и называется столпом и утверждением истины (1Тим 3: 15), почему только в ней среди бурного житейского моря, как в ковчеге Ноя, и возможно получить спасение (1 Петр. 3: 21), а средствами спасения в Церкви являются послушание ей (Мф. 18: 17) и затем Богом установленные таинства, без которых нет спасения. О каждом таинстве скажем подробно.

Таинств всех семи: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение (Соборование).

Первые четыре таинства должны быть принимаемы обязательно каждым взрослым христианином, а остальные три таинства условно. Таинством же называется такое священное действие, при котором верующему подается невидимо (тайно) особая благодать Божия.