МОЛИТВА

 

МОЛИТВА

«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не

впасть в искушение» (Мф. 26:41)

 

Молитва, как говорит св. Иоанн Златоуст, есть наша беседа с Богом и занятие равноангельское.  Что кровь для тела, то и молитва для души, поэтому кто не молится, тот душою своей мертв, он есть живой труп. Можно еще назвать молитву - «крыльями для души», так как истинная молитва отрешает нас от суеты мирской, возносит сердце человека выше небес, к престолу Господа Вседержителя. В молитве мы прославляем величие Божие, благодарим Его за неизреченные милости и просим об удовлетворении наших нужд и о прощении грехов; таким образом, по содержанию молитвы бывают хвалебные, благодарственные и просительные. Вообще же молитва разделяется на внешнюю и внутреннюю, на домашнюю и церковную. Внешняя молитва при возношении сердца к Богу проявляется наружно в словах, крестном знамении, поклонах и проч., а внутренняя молитва состоит в одном возношении сердца к Богу без телесных движений: первой молитвой - внешне молятся обычно все христиане, а второй - внутренне достигшие совершенства и получившие особый дар молитвы; эти последние воистину исполняют заповедь ап. Павла: «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17). Непрестанная молитва есть такое сердечное, молитвенное настроение в человеке, которое его никогда не покидает, - путешествует ли он, беседует ли с другими, работает ли, спит ли, ибо духовными очами всегда он взирает на Господа (Пс. 15: 8), все он совершает во славу Божию (1 Кор. 10: 31); таким образом, такая постоянная молитва есть как бы сердечный аромат, или фимиам, который непрестанно выходит из облагодатствованной души, или  иначе - есть непрестанно текущий источник воды живой. Такая молитва дается Господом в награду тому, кто усердно исполняет первую, - т.е.  внешнюю молитву и терпеливо выполняет все условия ее успешности. А условия успешности молитвы следующие:

1)                     «Прежде чем начнешь молиться, приготовь себя» (Сир. 18: 23), постой некоторое время молча, лучше с закрытыми глазами, пока рассеянные мысли не соберутся воедино, а не сердце, волнующемся чувствами, не ощутишь тишину: не в буре Господь, но в тихом веянии духа (3 Цар. 19: 12),

2)                     Представь себя пред Лицем Милосердного Бога, на тебя взирающего и приемлющего молитву твою: «всегда я видел пред собой Господа» (Пс. 15: 8). Помни, что перед тобой - Отец Милосердный, дающий блага просящему у Него (Лук. 11: 13). И ты притекай к Нему, припадай как бы на перси Господа, подобно возлюбленному ученику и ап. Иоанну. «Близок Господь ко всем призывающим Его в истине» (Пс. 144: 18).

3)                     Молись с крепкой верой, ибо «все, чего попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21: 22).

4)                     Молись с постоянством, с неустанностью: - нынче, завтра, год, два и т.д. до тех пор, пока наконец получишь, если не за добродетель, то за неотступность свою (Лук. 11:8).

5)                     Молись со смирением, с сокрушением о грехах: «на кого Я воззрю, говорит Господь, только на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущаго перед словами Моими» (Ис. 66: 2).

6)                     Молись всем сердцем, пламенно, горячо, - если можешь то молись со слезами, а не одними устами и языком, чтобы не была напрасна твоя молитва: «приближаются ко Мне люди сии устами, своими... сердце же их далеко отстоит от Меня... Тщетно (напрасно) чтут Меня» (Мф. 15: 8).

7)                     Молясь и о потребностях земных, о насущном (Мф. 6:11), не молись о чем-нибудь суетном, скоропреходящем, что для гордости и что от лукавого, как-то: богатство, власть, слава и пр., но проси благо вечных, духовных и не гиблющих, переходящих и за гроб, как то: веру, надежду, любовь, смирение, дар молитвы, мудрость духовную, преданность воле Божией и т.п. (Мф. 6: 33).

8)                     Молись с серцем примиренным с твоими недругами, иначе напрасна будет твоя молитва: «когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого. - Если не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Марк. 11, 25). Поэтому молитесь и за врагов (Мф. 5: 44).

Так как молитва приближает нас к Богу и просвещает нас, то чем чаще станем молиться, тем лучше: каждый из нас должен по мере своих сил стремиться приобрести (стяжать) «непрестанную молитву», - но обязательно всякий православный христианин, как завещает и св. Иоанн Златоуст, должен молиться:

1)                     утром, возставши от сна, благодаря Бога за сохранение в ночи и прося благословения на предстоящий день и труд;

2)                     вечером, отходя ко сну, благодаря Бога за проведенный день и прося сохранить в ночи;

3)                     днем, перед началом каждого дела и по окончании его, перед принятием пищи и после нее (1 Кор. 10: 30-31). Стол (трапеза) без молитвы, говорит Иоанн Дамаскин, мало чем отличается от стойла животных...

Молитва сопровождается крестным знамением, поклонами и творится перед св. иконами с призыванием Господа Бога, Пресв. Девы Марии и Святых; о всем этом скажем отдельно.