БОГОСЛУЖЕНИЕ (ЦЕРКОВНЫЕ СЛУЖБЫ)

БОГОСЛУЖЕНИЕ (ЦЕРКОВНЫЕ СЛУЖБЫ)

«По множеству милости Твоей вниду в дом

Твой» (Пс. 5: 8)

Всех служб церковных девять, совершаемых в течение суток по три вместе: вечером три, именно: девятый час, вечерня и повечерие; утром три: полунощница, утреня и час 1-й; около полудня три: часы 3-й, 6-й и литургия (обедня). Накануне праздников служится всенощное бдение, которое состоит также из трех служб: вечерни, утрени и 1-го часа.

Самая важная, - самая священная из этих служб есть литургия (обедня); на ней совершается таинство Св. Причащения; все остальные церковные службы являются подготовительными для литургии и предваряют ее. Литургия в свою очередь разделяется на три части: 1) проскомидия, во время которой приготовляется для Св. Причащения вино и из просфоры вынимается «Агнец», а из других 4-х просфор вынимаются частицы в честь святых и за живых (о здравии) и за мертвых (о упокоении); 2) литургия оглашенных, которая начинается словами: «Благословенно Царство Отца и Сына и Св. Духа» ... и кончается словами: «оглашении, изыдите»; 3) литургия верных, которая начинается словами: «елицы верни, паки и паки миром Господу помолимся» и кончается Отпустом. На литургии вкратце вспоминается вся жизнь Господа Иисуса Христа по Его повелению, ибо Он, Сам впервые совершивши на Тайной Вечери таинство Причащения, заповедал верующим: «сие творите в Мое воспоминание» (Лук. 22: 19).

Действительно, во время малого выхода с Евангелием, когда поются блаженства: «во Царствии Твоем помяни нас, Господи... Блажени нищи духом» и пр. - мы воспоминаем шествие Господа Иисуса Христа на проповедь; во время великого выхода перед пением «Яко да царя всех подымем» воспоминаем шествие Господа Иисуса Христа на Голгофу на вольное страдание и смерть на кресте, когда священник возглашает - «примите, ядите, сие есть Тело Мое»... и «пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя».., воспоминаем тайную вечерю Иисуса Христа с апостолами.

Когда выносятся Св. Дары к народу при словах: «со страхом Божиим и верою приступите», вспоминаем явление воскресшего Господа верующим. Наконец, во время второго изнесения Св. Даров к народу и при благословении ими при словах: «всегда, ныне и присно, и во веки веков» вспоминаем вознесение Господа Иисуса Христа на небо и Его благословение верующих (Лк.24: 51).

Самый важный момент во время литургии бывает при пении: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимся, Боже наш», так как в это время совершается освящение Даров: силою Духа Святого через благословение священника вино и хлеб (агнец) становятся истинным Телом и истинною Кровью Христа Бога. А потому христианин во время пения - «Тебе поем» должен особенно молиться горячо, стоять «добре - со страхом», а по окончании песнопения совершить поклонение до земли Св. Тайнам Христовым.

Существуют три чина (порядка) литургии: св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого и Литургия преждеосвященных Даров или св. Григория Двоеслова. Литургия св. Иоанна Златоуста совершается во весь год, когда не положено совершать двух остальных литургий. Литургия Василия Великого совершается десять раз в году: во все воскресения Великого поста, исключая Вербное воскресение, в четверг и субботу на страстной неделе, на новый год и в навечерия, или самые праздники Рождества Христова и Крещения. Литургия преждеосвященных даров называется так потому, что на ней приобщаются Св. Дарами, освященными ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Она совершается по средам и пятницам Великого поста в первые три для на страстной седмице, т.е. великие понедельник, вторник и среду.

Идя в храм, твори молитву: «вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем» (Пс. 5: 8). Войдя в храм, поклонись 3 раза с молитвой: «Боже очисти мя грешнаго и помилуй мя». Если имеешь средства и усердие - купи свечу и поставь ее с поклоном. Затем стань на своем месте и благоговейно внимай тому, что поют и читают, молись и делай поклоны - 1) поясные, при всяком прошении, т.е. всякий раз, когда диакон, или священник возглашает «Господу помолимся» или «у Господа просим», а певчие поют «Господи помилуй», «подай, Господи»; и затем когда священник творит возглас, например «яко подобает Тебе всякая слава»... «Яко милостив»... «Яко Твоя держава»... Кланяйся в пояс при словах: «приидите поклонимся» (3 поклона) и аллилуйя (3 поклона); перед чтением и после чтения Евангелия по одному поклону; по окончании «Яко да царя» при пении «аллилуйя» три поклона; при словах; «приидите, ядите» и «пийте от нея вси» по одному поклону. И вообще твори поклоны, когда слова молитвословий побуждают к этому, например, при словах: «припадем. поклонимся, молимтися».

2) Земные поклоны твори по окончании пения «Тебе поем», после «Достойно есть, яко воистину...», перед «Отче наш», при возгласе «Святая Святым», при словах: «со страхом Божиим  и верою приступите» и при возгласе: «всегда, ныне и присно, и во веки веков». Но в праздники великие (двунадесятые) вместо земных поклонов во всех указанных случаях твори лишь поясные, а также и во время от Пасхи до Пятидесятницы и от Рожества Христова до Богоявления.

При словах - «главы наша Господеви приклоним», наклонение главы»; во время великого выхода - также наклонение главы; также и во время чтения Евангелия.