СЕМЬЯ

СЕМЬЯ
 
Семья есть основа всякого общества и государства, и значение семьи можно сравнить с ячейкой пчелиных сот в улье: каждый улей с царицей, или маткой, во главе подобен государству, каждый отдельный пласт сот подобен целым обществам селений и городов, а каждая ячейка подобна семье. Если ячейки здоровы, имеют достаточный запас питания, то и весь улей, значит, силен и благополучен; - так и в государстве: все зависит от благосостояния духовного и материального отдельных семей. Такое же значение имеют семейства и в отношении к Церкви Божией: если семьи благочестивы, религиозны и пр., то значит, и Церковь данного прихода, епархии и государства будет процветать, «яко крин Господеви».
Отсюда понятно, какое важное значение для Церкви и государства имеет правильное воспитание, или постановка всей семейной жизни в обществе. Потому Церковь Христова на чрезвычайно большую высоту возносит достоинство, значение семьи и освящает все отношения семейной жизни. Так, по воззрению Церкви всякая благочестивая христианская семья есть в свою очередь - «домашняя Церковь» (Филим.2). В Церкви Глава - Христос, а в семье - муж-отец. Как благодатный союз Христа с Церковью основан на любви, так точно христианский союз отца и матери основан на любви благодатной (Еф. 5: 25); как Христос руководит Церковь к святости и спасению, так и отец всю свою семью должен вести от земного благополучия к Небесному Отечеству: в этом, то есть, в спасении вечном, главная цель христианской семьи (Еф. 5: 27).
Как Церковь в определенное время молится в храмах, «едиными устами и единым сердцем» прославляя Бога, так и в семье молитва должна совершаться в определенное время (утром, вечером и пр.), сообща всеми членами дома, под руководством главы семейства. Затем нужно заметить, что та любовь, которая связывает воедино семейство, у христиан проистекает не из страсти, или привычки, а основывается на любви ко Христу и этой любовью освящается: поэтому сказано, что «кто любит отца, или мать, сына, или дочь» более, нежели Христа, тот недостоин Его (Мф. 10: 37). Оттого то Господь и говорит, что он принес «меч на землю», чтобы разделить сына с отцом, дочь с матерью и пр. (Мф. 10: 35), так как многие, непросвещенные духовно родственники будут требовать и требовали того, чтобы их любили и слушались более, нежели Христа, и чтобы ради их не исполняли закона Христова; таким образом, для христианина «домашнии его становятся врагами» (Мф. 10: 36) его спасения. В таких случаях для истинного христианина нет колебаний и выбора между земной любовью к человеку и небесной ко Христу, так как Христос есть Солнце Правды,  - Он Истина и Жизнь, без Него же мрак и мука вечная... С готовностью христианин перенесет и мучение за Христа даже от руки своих родственников (Мф. 10: 21).
Что же касается взаимных отношений мужа и жены, то мы об этом уже сказали достаточно в главе о браке; теперь же остановимся на воспитании детей.
 
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Как брак Адама и Евы был благословлен Богом, так и христианский брак получает Божественную благодать для благословенного рождения и воспитания детей.
Доброе воспитание есть самое ценное, самое великое сокровище, которое могут и должны дать родители своим детям: глупому, невоспитанному сыну не в прок и богатство...
Если мы преклоняемся перед великими художниками и славим их за то, что они дали нам прекрасные картины или изваяния, то сколь большого уважения заслуживают те родители, которые дали Церкви, обществу и государству добрых полезных сынов. Память их в род и род...
Когда же нужно родителям начать заботиться о воспитании характера и наклонностей своих детей?.. Отвечаем: еще с того времени, когда они находятся в утробе матери, ибо доказано и наукой, и усмотрено наблюдательными людьми, что настроение и поведение матери во время плодоношения влияет на склонности ребенка, находящегося в утробе, - особенно во второй период беременности. Если родительница находится в тихой, мирной обстановке, переживает во время беременности хорошие впечатления (важно, например, ей видеть часто тихий свет лампады, читать почаще Слово Божие и молитвы, поговеть и причаститься Св. Таин), то это тихое светлое настроение ложится в основу характера будущего ребенка; если же мать, наоборот, раздражается, предается излишествам или страстям, то все это дурно отразится на душе младенца. Это должны помнить не только сама мать, но и муж и все окружающие беременную, и всячески стараться оберегать ее покой и способствовать доброму ее настроению, как благочестивой христианки.
Такое предусмотрительное влияние на характер ребенка продолжается далее непрерывно с первых дней его рождения, как во время безсознательной его жизни, так и дальнейшей сознательной. Землепашец прежде, чем начать сеять на поле семя, подготавливает к посеву пашню; - точно так поступают и благоразумные родители с душой ребенка, подготовляя ее к тому времени, когда она начнет  уже сознанием воспринимать доброе семя, доброе слово.
До 2-3 лет, особенно в первый год, ребенок живет впечатлениями, которые подобно пластам и удобрениям пашни, подготовляющим будущий урожай, ложатся на душу и подготовляют будущий характер ребенка и его восприимчивость. Жестоко ошибаются те родители, которые не обращают внимания на воспитание ребенка в первые его месяцы и годы жизни и ждут наступления 5-7 лет: они подобны тем, кто хочет сеять семя на неподготовленную пашню или на целину. Поэтому прежде, чем ребенок начнет произносить первые слова, уже нужно давать его душе, с первых дней бытия, побольше светлых впечатлений: пусть он не видит гневных лиц, не слышит сердитых возгласов, пусть почаще его подносят к иконам, и почаще принося в св. храм для Св. Причастия: Святые Тайны сообщают по вере родителей душе ребенка благодатные силы. Пусть и первыми словами,  которые будет заучивать ребенок, будут слова святые, или самые близкие для души: «Бог», «мама» и тому подобные, а когда будет он заучивать целые фразы, то пусть родители научают его вперед не прибауткам, побасенкам, или стишкам, а кратким молитвам, которые не помешают, а наоборот помогут изучению наук и мудрости человеческой в свое время. О таком воспитании детей в духе религиозности и церковности говорит Слово Божие: «Отцы... детей ваших воспитывайте в учении и наставлении Господнем (Еф. 6: 4). Непреложно и спасительно Слово Божие!
Кто воспитан религиозно под влиянием Слова Божия и Церкви, тот будет почтительным сыном, полезным членом общества, дорогим другом, усердным работником и пр.; потому что он жизнь свою основал не на зыбучем пески изменчивых человеческих правил и учений, а на недвижимом камне - Христе. Устоит такой человек во время жизненных крушений, бедствий, испытаний (Мф. 7: 24-27). Вечно будет благодарен он своим родителям за крепкую основу, за религиозное воспитание (1 Петр. 2: 4)
В чем же заключается сущность религиозного воспитания? Оно  заключаете? в насаждении в душу ребенка «страха Божия», того страха, который по Слову Божию есть «источник жизни», «начало премудрости». Этот «страх Божий» совершенно не похож на то мучительное чувство страха, которое известно нам: в первом нет и капли рабской боязни, ибо «в любви нет страха...» потому что в страхе есть мучение (1 Ин. 4: 18). Божий страх соединен с радостью и есть ничто иное, как глубочайшее благоговение перед Богом, жажда благоугождать Ему и опасение преступить Его заповеди, почему и поется в священном песнопении: «работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом». Этим трепетом к Богу исполнены и все Небесные Силы: Херувимы и Серафимы, пламенеющие к Господу любовью и «лица свои закрывающие» в благоговейном трепете (смотри херувимскую песнь Великой Субботы).
Вкоренение,  насаждение такого спасительного страха Божия в душу ребенка состоит в том, что: 1) родители учат ребенка словом и своим примером поклонению, благоговению перед Господом.
Подносят ребенка к иконам, наклоняют его головку перед образом и сами кланяются святыне. Затем учат его кратким молитвам и вместе с ним молятся утром, вечером, перед пищей и после нее. 2) Часто носят его в храм ко Св. Причастию; 3) объясняют ребенку свойства Божьего вездеприсутствия, правосудия, благости и проч. и внушают ему, что Бог все видит и наказывает за дурное, а за доброе награждает; 4) знакомят ребенка с содержанием заповедей Божиих, говорят об отношении к ближним и учат его послушанию уставам Церкви, заставляя воздерживаться и поститься с раннего возраста; рассказывают ребенку кратко детским языком самое необходимое из священной истории и жития святых; 5) следят внимательно за поведением ребенка, побуждают к доброму, искореняют лицемерие или ханжество, выговаривают за проступки и одобряют за все хорошее. Родители не должны раздражать своих детей (Еф. 6:4) придирчивостью, сварливостью, запрещая им невинные забавы и восставая против естественной для возраста резвости; но особенно пагубна несправедливость к детям, которая опустошает детскую душу, подрывает в ней самое ценное - веру в добро и правду и устраняет самый сильный побудительный пример для первоначального совершенства, - поведение самих родителей, - доверие к ним.
Телесных наказаний надлежит всячески устраняться: хороший хозяин избегает употреблять и хворостинку против скотинки. Если же не действует на ребенка слово и неизбежно телесное наказание, то пусть ребенку вперед дадут понять, что сам он вынудил к тому родителей и что они справедливы, наказывая его. 6) Приучать детей к работе, телесному труду, оберегая их от изнеженности и праздности.
После обучения домашнего - нужно отдавать детей в школу, но и тогда не оставлять воспитательных о них забот.
Душа ребенка отзывчива на все доброе и прекрасное и ребенок своим сердцем способен воспринять многое, даже отвлеченное, о чем нередко не догадываются родители, предполагая, что все это выше его развития: пусть же родители твердо помнят, что душа человеческая «по природе христианка», и пусть они никогда не забывают умилительных слов Господа: «Славлю Тебя, Отче, Господин неба и земли! Что Ты утаил сие от мудрых и разумных, и открыл то младенцам» (Мф. 11: 25). потому то случалось, как говорят о том жития святых, что дети - христианские и младенцы по вере, то есть - простолюдины, поражали мудрецов языческих чистотою, глубиною и высотою своих познаний о Боге!..
Итак, родители, не опаздывайте, но вовремя и правильно воспитывайте своих детей, чтобы вам исполнить свое главное назначение и не испытать впоследствии глубокой скорби и страданий от испорченных своих детей: «не сам ли ты причиняешь себе скорбь необузданностью своего сына?.. Когда поле его сердца легко было обрабатывать, тогда еще нужно было тебе выдергивать плевелы»... (св. Иоанн. Злат.). Вы для своих детей являетесь на земле образом суда Божиего: их поведение обличаете, наказываете или награждаете и передаете им благословение Божие.
Дети добрые - похвала, утешение и награда родителей, а дети злые - их наказание, позор и мучение. С другой стороны, - ни за что так сильно не благодарит своих родителей человек до самой своей смерти, как за то, что родители в свое время дали ему религиозное воспитание, чуждое лицемерия и ханжества (смотри примечание 3-е)
Примечание 1-е. О тех свойствах или добродетелях, которые должны быть воспитаны в душе каждого христианина, будет подробнее сказано в главе: «об обязанностях к самому себе»
Примечание 2-е. По учению Слова Божия, слуги наши являются не чуждыми семье, а как бы младшими ее членами - «домочадцами»; поэтому к ним нужно относиться не только справедливо, но и с любовью, как к братьям (Филипп. 16), заботясь о их нравственном и духовном преуспеянии. Добрый христианин печется не только о благосостоянии своего слуги, но и о том, чтобы он и книжку хорошую почитал, и в храм Божий сходил, и исполнял долг христианина и тому подобное.
Примечание 3-е. Лицемерие, или ханжество заключается в таком погибельном направлении души, при котором человек хочет только казаться добрым, а не быть им на самом деле.
Лицемерные носят на себе маску добродетели, они суть «волки в овечьей шкуре», или - «гробы раскрашенные», полные внутри мерзости и нечистот (Лук. 11 гл), как назвал их Сам Господь. Будучи милосерд и долготерпелив к грешникам вообще, Иисус Христос отвращал Свое Лице и изливал праведный гнев на лицемеров: «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Лук. 11: 44)... Первый лицемер есть диавол, который искусно надевает на себя маску нашего доброжелательства и даже преобразуется в светлого ангела (2 Кор. 11: 14). Диаволу же уподобляются все злые, лицемерные души, которые особенно размножатся на земле перед кончиною мира (1 Тим. 4: 1-2). Лицемерие потому так пагубно, что ему чуждо покаяние и дух того смирения, под влиянием которого и св. ап. Павел сокрушенно назвал себя первым грешником (1 Тим. 1: 15). Смирение есть закваска праведности и спасения, а лицемерие есть закваска лжи и погибели.