ЧАСТЬ ВТОРАЯ ЛЮБОВЬ К БЛИЖНИМ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ЛЮБОВЬ К БЛИЖНИМ
Любовь к Богу и любовь к ближним соединены между собою тесно, неразрывно. Авва Дорофей говорит, что насколько мы приближаемся к Богу, настолько становимся ближе (дороже) друг другу и, наоборот, чуждаясь, разобщаясь духом с ближними удаляемся от Бога (Доброт.II, 617). Сам «Бог есть Любовь» (1 Иоан. 4: 16), и все отношения христианина к ближним, т.е. ко всем людям (Лук. 10: 30-37), должны быть основаны на любви, ею согреты и освещены. ап. Павел говорит, что все заповеди Божии можно заключить в одном слове: «люби ближнего твоего, как сам себя» (Рим. 13: 9; Гал. 5: 14). Это и понятно: любовь свою к Богу мы и можем доказать и проявить только посредством любви к ближним, ибо «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Иоан. 4: 20). Но нужно сказать, что любовь бывает двоякая: любовь земная (естественная) и любовь небесная (благодатная) и смешивать их между собою никак нельзя: несколько небо выше и чище земли, настолько и любовь благодатная выше любви земной; земная любовь присуща и грешникам и язычникам и даже животным, а любовь благодатная только у христиан. Эта любовь «есть союз совершенства» (Кол. 3: 14) или венец христианских добродетелей и направляется она не на одних людей близких, но и на врагов и на преступников в сознании того, что и в последних есть образ Божий, хотя и потемненный и что «разбойник благоразумный» вошел первым в рай. Любовь благодатная выше всех подвигов, выше дара пророчеств и чудотворений; она никогда не перестает, ибо она сильнее смерти, она превосходит всякое звание, так как приводит к Самому Источнику Истины и блаженства (1 Кор. 13). Любовь эта - высока, как небо, широка и глубока, как море: она всех достигает, всех вмещает. Кто имеет подобную любовь - тот подлинный ученик Христа (Иоанн. 13: 35), а кто ее совсем не имеет, тот - ходячий труп, «облако безводное» и пребывает в смерти (1 Иоан. 3: 14).
Проявляется любовь, как указал Господь Иисус Христос, в делах милосердия (Мф. 25: 32-46), - в том, чтобы алчущего накормить, жаждущего напоить, нагого одеть, бездомного приютить, больного посетить и т.п. - это дела милостыни телесной; а есть и духовная милостыня, напр., отклонить грешника от греха, научить неведующего истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет, молиться Богу о ближнем, утешить печального, не мстить за зло, от сердца прощать обиды, избегать злословия и споров, быть примером для других в поведении и т.п. и все это делать не с самомнением, не себе угождая, а Богу, - делать во Имя Господа Иисуса Христа (Кол. 3: 17) в силу единения с Ним и по любви к Нему, как Он говорит: «сделали Мне».
Наше же единение с Господом теснейшее и таинственное, а в Нем и со всеми братьями: Он Глава, а мы - члены Его Тела (Церкви) и при том все воистину единокровные братья, так как все питаемся, оживляемся Одною Кровью из Единой Чаши.
Связь у христиан между собою самая близкая, «по сему - в силу такого единения - страдает ли один член, страдают с ним и все члены» (1 Кор. 12: 26). Следовательно, у кого нет духа сострадания и деятельной любви, тот хотя и называется христианином, но должен сам понять, что по существу отпал, как мертвый член, от общего Тела Церкви: ведь мы обязаны «радоваться с радующимися и плакать с плачущими» (Рим. 12: 15). В частности любовь христианская проявляется в том, что она «сорадуется истине» (1 Кор. 13 гл.), т.е.  обнаруживает:
а) Правдивость, ищет правду, защищает ее: Господь есть Истина и христианин есть сын истины, наоборот, диавол - отец лжи и всякий любящий ложь есть сын диавола. Впрочем и правда должна подчиняться закону любви и мудрости христианской, как написано: «милость и истина сретятся, правда  и мир облобызаются» (Ис. 84: 11).
Голая правда, не согретая любовью, иногда для немощного может быть резка, жестока, как яркий свет для больного глаза, потому и молчание бывает «золотом», потому и Сам Господь Иисус Христос в иных случаях молчал и не отвечал на вопрос, и нам заповедовал: «не бросайте жемчуга вашего пред свиньями» (Мф. 7:6).
Итак, не всякая правда и не всегда бывает полезна и уместна, почему и сказано: «будьте мудры».
б) Честность, как сестра правдивости, проявляется во всех наших сношениях с ближними во благо их не по внешней форме только, но и по духу: честный человек постольку же оберегает честь свою, поскольку оберегает честь и благополучие других, так как «любовь не ищет своего!..» (ст.5)
в) Миролюбие есть свойство истинных сынов Божиих, по образу Сына Божьего, который сошел на землю затем, чтобы восстановить мир на земле: «слава в вышних Богу и на земле мир!..» Миролюбец не только сам избегает ссор и несогласий, но и примиряет враждующих: «любовь не раздражается, не мыслит зла» (ст.5)
г) Учтивость проявляется, как в уважении к личности каждого человека и в почтительности к старшим, так и в духе христианского смирения - в том, чтобы каждого признавать лучшим себя, «честию друг друга больша творящее» (Рим. 12: 10), следовательно нужно при встрече первому поклониться, первому другого приветствовать, первому уступить для другого место и т.п., ибо «любовь не превозностится...» (ст. 4)
д) Радушие, или приветливость есть самое теплое и яркое выражение любви христианской в нашей обыденной, повседневной жизни: во всяком посетителе, госте или встречном радушный видит своего дорогого брата, недостатки которого не замечает и легко их переносит и всюду, даже в отверженных, умеет находить что-либо доброе, примиряющее; радушный своею верою в честь каждого лица пробуждает совесть даже у безчестных: «любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (ст. 7). «Будьте же братолюбивы друг к другу с нежностью» (Рим. 12: 10).
Вот главные стороны христианской любви, которая подобно драгоценному камню сияет разными лучами или переливами духовных красот.
ВСЕХ ЛИ НУЖНО ОДИНАКОВО ЛЮБИТЬ?
Любовь христианская имеет много ступеней своего развития начинаясь с сострадания, или сожаления, она в высшем своем развитии переходит в самоотвержение, в решительную готовность за других отдать свою жизнь (Иоанн. 15: 13).
Всех ли нужно любить? Да всех, но не всех одинаковой любовью.
Существуют лжеучители, которые говорят, что «все люди равны», утверждают, что всех нужно поэтому любить одинаково, а следовательно, не должна существовать, по их учению, преимущественная любовь к своей Родине, к своим единоплеменникам, единоверцам и пр.
На это скажем, что самая вредная ложь та, в которой заключается часть правды; таково и утверждение, что все люди равны.
А настоящая, полная правда состоит в том, что все люди равны в одном отношении и не равны в других. Все люди равны, потому что все созданы Одним Творцом, из одной персти, имеют однородную душу и за всех людей страдал на кресте Господь Иисус Христос.
Но люди не равны в других отношениях: во-первых, Сам Господь свидетельствует, что не всем людям Он дал одинаковые способности, «таланты»: кому 1, кому 2, а кому 5 талантов (Мф. 25 гл.); во-вторых, не все люди одинаково преуспевают в развитии своих добродетелей (талантов): одни - рабы лукавые и ленивые (ст. 26), ничего они не приобретают доброго ни для себя, ни для общества, тогда как другие - приносят плоды многие и прекрасные и Сам Господь за то превозносит их над прочими людьми, «ставит над многими» (ст. 23); одни начальствующие, - другие подчиненные (Рим. 13); в-третьих, одни люди «сидят во тьме и сени смертной» (язычники), а другие - христиане - озарены светом Евангелия, освящены Св. Духом, - они сонаследницы Христу, дети Отца Небесного, а не чада гнева...
Существуют праведники и грешники. И хотя Господь пришел на землю «грешных спасти» и не гнушался, не сторонился грешников, желая спасти овцу погибшую, - «Свой образ истлевший страстьми» в людях грешных, тем не менее Господь отнюдь не проявлял одинаковой любви ко всем без различия. У Него был друг - Лазарь, и все его семейство Он любил предпочтительной перед другими любовью.
Из всего народа еврейского Господь избрал 12 приближенных учеников, но и из них были еще более близкие Ему: Петр, Иаков и Иоанн, а их этих трех самым возлюбленным был ап. Иоанн (Иоан. 21: 30), конечно, потому, что и сам ап. Иоанн был более всех исполнен любовью, горел ею, почему и получил название - «апостола любви». - Да и было бы противно правосудию Божию проявлять одинаковые милость и любовь к людям грешным и праведным, почему и сказано: «Господь любит праведных» (Пс.145: 8), а в других местах Св. Писания написано, что - «Бог гордым противится», что перед Господом мерзки - «надменные сердцем», «коварныя сердца», «развратные», «делающие неправду» и что «гнев Божий открывается на всех подавляющих истину неправдою» (Рим. 1: 18), почему в день праведного суда Своего - первых Господь назовет «благословенными Отца Своего», а вторых - «проклятыми» (Мф. 25), отверженными от Своей любви, достойными геенского огня. В-четвертых, единоплеменников и единоверных мы должны любить преимущественной любовью по требованию разума и совести: и Господь Иисус Христос, пришедший спасти мир, прежде всего посылает апостолов на проповедь к единоплеменным «овцам дома Израилева» (Мф. 10: 6); и Он, предрекший гибель городов Хоразина, Вифсаиды и Капернаума, гибель - худшую, чем Содома и Гоморры, предсказывая гибель Иерусалима, проливал о столице Израиля пречистыя слезы (Лук. 19: 41).
И ап. Павел ясно свидетельствует, что он по любви к родному еврейскому народу, - именно ради спасения евреев, «желал быть отлученным от Христа» (Рим. 9:3), лишь бы они спаслись! Почему и нам заповедано добро делать все, но наипаче единоверцам (Гал. 6: 10). В-пятых, по тому же естеству мы обязуемся любить особой любовью всех родственников, и наоборот, - «кто о своих (по вере) и особенно о домашних (о родственниках) не заботится, тот отрекся от веры и хуже неверного» (Тим. 5:8)
Таким образом, одинаковая ко всем людям любовь и несправедлива, и противоестественна, и противоречит Слову Божию. Поэтому в следующих главах мы и скажем об особенных обязанностях христианина по отношению к семье, обществу и государству.