ПОКАЯНИЕ


 

  ПОКАЯНИЕ

Покайтесь, и веруйте в Евангелие (Мр. 1: 15)

В таинстве миропомазания крещеный человек получает «печать», или «залог благодати» (2 Кор. 1: 22), который он обязан возрастить (2 Петр. 3: 18),  чтобы не быть младенцем по вере, но восходя от силы в силу, стать «мужем совершенным» в благодати и познании Сына Божия (Еф. 4: 13). Такое возрастание благодати, по слову Господа Иисуса Христа, происходит так же постепенно, как постепенно из горчичного зерна произрастает большое дерево, или как закваска перерабатывает постепенно все тесто (Лк. 13: 19). Кроме постепенности для духовного возрастания потребна еще борьба с грехом, ибо естество наше, хотя и очищенное в крещении, не лишено свободы выбора между добром и злом. Мир весь во зле лежит, и грех ополчается на нас сразу с трех сторон (1 Ин. 2: 16). Сердце верующего, как и весь род человеческий, подобны полю, на котором Господь Иисус Христос сеет семя благодати, а мир грешный и враг-диавол - плевелы, или греховные мысли и дела (Мф. 13). Плевелы могут заглушить семя благодати, если, во-первых, верующий не будет бороться сам с грехом, не будет употреблять усилие «ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12), и, во-вторых, если верующий не будет получать от Господа особую благодатную силу для очищения грехов и искоренении из сердца плевел. Эта особая благодать, очищающая грехи, подается в таинстве покаяния через священников, которым дана от Бога власть вязать и разрешать грехи (Мф. 18: 18).

Некоторые люди покаяние смешивают с исповедью, но это ошибочно, так как исповедь завершает, или заканчивает покаяние. Истинное покаяние состоит из следующих ступеней:

1.                     Создание  своих грехов, - для чего нужно припомнить свои грехи и познать степень их тяжести (Пс. 50, 5);

2.                     Сокрушение, или печаль о совершенных грехах (2 Кор. 7: 10), каковая печаль приводит кающегося в страх и трепет пред правосудием Божиим: множество содеянных мною лютых, помышляя, окаянный, трепещу страшного дня судного»...

3.                     Решимость избежать греха, бороться с ним, так как кающийся ясно видит, что грех - его враг, его мучитель, который держит его в плену; вот почему и поется перед Великим постом псалом о плене Иудейском (Пс. 139)

4.                     Исповедь, или свободное признание отцу духовному во всех содеянных грехах с верою в милосердие Божие и надеждою на полное очищение исповеданных грехов. «Если исповедуем грехи наши, то Он (Иисус Христос), будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (Иоанн. 1:9)

Все эти четыре ступени покаяния указаны Господом Иисусом Христом в притче о блудном сыне (Лк. 15), который, во-первых, пришел в себя (в осознание), познал свое бедственное состояние (ст. 17), во-вторых, пришел в сокрушение (ст. 18, 19), в-третьих, ощутил решимость изменить свое бедственное состояние и это проявил действием (ст. 20) и в-четвертых, грех свой исповедал отцу своему (ст. 21). Поэтому неправильно поступают те христиане, которые покаяние сводят к исповеди, а исповедь сводят к тому, что духовник у них выспрашивает грехи. Нет, кто истинно кается и прошел все указанные ступени, у того сердце полно покаянных чувств, а от избытка сердца уста глаголют. Такой человек, подобно Св. Пророку Давиду, видит всегда перед собою грех свой (Пс. 50), не духовник выпытывает у него грехи, но он сам первый говорит о них; такую исповедь от грешника ищет Сам Бог: «говори ты, чтобы тебе оправдать себя» (Ис. 43: 26), говори ты, а не духовник, и «не вспомнит Господь Бог грехов твоих» (Ис. 43: 25), «яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем» (Пс. 37: 19). Впрочем еще хуже поступает тот грешник, который хотя открывает на исповеди свой тяжкий грех, но не дает обещания с ним бороться, не имеет решимости его оставить. Такой человек подобен тому непотребному сыну, который тяжко оскорбив своего отца, говорит ему для формы: «Отец! прости меня, но я хочу еще и еще тебя оскорблять, как и прежде». Нет пользы от такого покаяния, а лишь одно ухудшение своего душевного состояния, как нет пользы тому человеку, который говорит, что у него за пазухой змея, а выбросить ее не решается. Он не ослабляет, а увеличивает свой грех. «Сугубый (двойной) грех» творит и тот человек, который на исповеди скрывает, или уменьшает свои грехи: он подобен больному, который придя в лечебницу скрывает от доктора свои болячки; разница только в том, что от доктора можно скрыть болезнь, а от Бога всевидящего скрыть грех никак нельзя. Познай же свой грех, т.е. его безобразие, его силу и источник: откуда он? - Нужно знать, что грех рождается там, где кончается воздержание и начинается пожелание, или похотение (Иоанн. 1: 15). Всего же три источника греха или три главных похоти: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Иоан. 2: 16). Покаяние и должно брать силу от воздержания и бороться с похотью, как с началом греха: пока пожар начинается только, его не трудно потушить, и пока на сердце только похоть, - ее легко подавить воздержанием. Плоды покаяния велики. Покаяние очищает душу от грехов, делает ее чистой, как после крещения, почему покаяние и называется «вторым крещением», или «крещением слезным» знаменуя «горький плач» о грехах (Мф. 26: 75).

За тяжкие грехи священник налагает на кающегося эпитимию, или исправительное наказание для умиротворения мятущейся совести и скорейшего одоления греха, так, например, на блудника возлагается особый пост, поклоны и молитвы, на жестокого и скупца - дела милосердные, и т.п. Иногда же духовник ради эпитимии тяжких грешников на время отлучает от Св. Причастия.

Различны болезни тела, и болезни души, т.е. грехи, бывают также различны. Грехом Слово Божие называет всякое нарушение Божественного закона (1 Иоан. 3: 4), вольное и невольное. Но если грехом называть вообще всякое уклонение от правды Божией, то вольное (сознательное) уклонение можно назвать беззаконием, а невольное -  немощью. Немощам подвергнута вся человеческая природа (Мф. 29: 41), и от них никто не свободен, даже младенец,  «аще и един день жития его» (Иов. 14: 4). Об этих грехах нужно каяться вообще: грешен словом, делом, помышлением и пр., ибо немощи - это прыщики на теле, появляющиеся незаметно, непроизвольно, оттого, что все тело нездорово, а беззаконие - это раны духовные, сознательно наносимые себе.

Раны бывают малые и большие (тяжкие грехи), например: кощунство, убийство, воровство, святотатство, растление, лень, блудодеяние, ненависть, клятвопреступление и т.д. Тяжесть этих великих ран - грехов может еще усилиться, если они будут повторяться и войдут в привычку, иначе сказать, сделаются пороками, страстями; таковы, например, чревоугодие, блуд, сребролюбие, уныние, гордость и т.п. Итак, похоть есть искра; грех, или беззаконие, есть пламя, а страсть, или порок - это пожар. О всех подобных великих язвах нельзя прикрываясь каяться вообще: «во всем-де грешен», ибо это есть лукавство, словеса лукавствия, но следует точно и ясно сказать про свой грех, показать открыто духовнику свою рану. Ведь у каждого человека есть своя болячка, своя греховная рана... С ней борись, пока не вылечишь, хотя бы бороться пришлось до гроба.

Каковы последствия истинного покаяния? Их два: первое, когда человек перестает совершать свой грех, по слову Спасителя: «иди и впредь не греши» (Иоанн 8: 11), и второе, когда в противоположность прежнему греху покаявшийся начинает совершать соответствующие добродетели: вместо чревоугодия - пост, вместо сребролюбия - нищелюбие, вместо блуда - чистоту и пр., иначе сказать - творить плоды достойные покаяния (Мф. 3: 8).

Великое дело покаяние! Оно грешному мытарю и разбойнику дало оправдание, а без него и «праведный» фарисей осужден (Лк. 18).

Перед исповедью и после исповеди кающийся творит земной поклон, затем целует Крест и Евангелие, которые изображают собою невидимо присутствующего Господа, приемлющего покаяние и прощающего грехи через священника.

Особое Примечание. Нельзя приступать к исповеди, наперед не примирившись со своим братом, или обидчиком и не простивши ему от души согрешения, по слову Господа: «если не будете прощать людям согрешений их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15). Поэтому, не примирившийся напрасно будет каяться, исповедывать грехи, молиться: не примет Господь ни его исповеди, ни молитв: ни подвигов покаянных. И праведен суд Божий! так как такой грешник хочет, чтобы Бог ему простил громадный долг (10 тыс. талантов), а сам не хочет простить своему должнику и маленького долга (Мф. 18: 24). Над таким грешником и духовник не имеет права прочитать разрешительной молитвы, пока кающийся не примирится с братом своим. Потому-то в начале Великого поста, перед днями покаяния и установлено Св. Церковью Прощенное воскресенье. «Блаженны, чьи беззакония прощены, и чьи грехи покрыты» (Рим. 4:7). Для покаявшегося блудного сына отец заколол тельца, устроил пир, а для покаявшегося грешника Бог Отец заклал Сына Своего возлюбленного и установил Св. Трапезу - Причащение.