ПРИЧАЩЕНИЕ


ПРИЧАЩЕНИЕ

Приидите, ядите, сие есть Тело Мое; пийти от

нея вси, сия бо есть Кровь Моя Нового Завета (Мф. 26: 26-28)

Таинство Покаяния обычно совершается перед Причащением. Подобно тому, как накануне великих праздников, или перед приемом великого гостя, дом чистится и убирается, точно так же и перед принятием Св. Таинства, очищается и украшается дом души нашей через испытание совести и покаяние (1 Кор. 11: 28). В таинстве Причащения под видом хлеба и вина верующий принимает истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа.

Достойно принявший Св. Тайны, во-первых, таинственно соединяется с самим Господом Иисусом Христом, а во-вторых, получает залог жизни вечной (Иоанн. 6: 50 - 56). Достойно же принимает Св. Тайны тот, кто очистит свою душу  покаянием, и приступает ко Св. Чаше «со страхом Божиим (глубочайшим смирением) и верою». Нужно ли поэтому говорить о том, что накануне Св. Причастия должно держать особо строгий пост, воздержаться от пищи, особенно с вечера, а после полуночи не употреблять ни крошки хлеба, ни капли воды [Если кто случайно утром до причастия выпьет немного воды, то, по правилам Церкви, не лишается Св. Причастия], ни курить табаку и вообще проводить время в тишине, богомыслии и молитве. В церкви не нужно торопиться, чтобы вперед других получить Причастие, но наоборот, памятуя слово Господа, следует занимать последнее место (Лк. 14: 10). Сделавши земной поклон после молитвы: «Верую Господи и исповедую», - требуется подходить ко Св. Чаше, сложивши руки на груди своей крестом и отнюдь не креститься сразу по принятии Св. Таин, во избежание великого греха, именно случающегося пролития Св. Даров, но со сложенными крестом руками поцеловать Св. Чашу и, отойдя в сторону, тогда уже перекреститься. Запивши «теплотой» Св. Причастие, необходимо после обеда выслушать благодарственные молитвы, чтобы получивши великую милость от Бога, не оказаться нам пред Ним неблагодарными людьми (Лук. 17: 18). А это к сожалению случается... Но несравненно большими преступниками являются те люди, которые принимают Св. Причастие с неочищенною душою, без должного приготовления, без чувства благоговения - для выполнения одной формальности, или в силу одного обычая: - «ядый бо и пияй недостойне, суд себе ясть и пиет, не рассуждая Тела Господня» (1 Кор. 11: 29). «Тягчайшему наказанию (чем телесная смерть) повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которой освящен, и Духа благодати оскорбляет» (Евр. 10: 29). Недостойно причащающихся и в этой жизни Господь наказывает расслаблением телесным и духовным и преждевременною смертью (1 Кор. 11: 30)

Древние христиане причащались Св. Таин в каждый воскресный день, потому что проводили жизнь святую, богоугодную и душ их всегда была готова к принятию Св. Тайн. Относительно же современных христиан Церковь выражает пожелание и завещает, чтобы они причащались четыре раза в год, во все четыре поста, - особенно те, кто ревнует о благочестивой жизни и кто по самому своему преклонному возрасту (старцы) должны готовиться к близкой смерти. Всем же безусловно повелевает причащаться не менее одного раза в год. В случае же тяжелой болезни, каждый христианин обязан немедленно пригласить священника для исповеди и причастия, чтобы не умереть без св. напутствия и во грехах; такая смерть есть великое несчастье (Иоанн. 8: 24). Безрассудно поэтому поступают и много согрешают те, которые боятся напутствования, как признака близкой смерти и откладывают св. дело со дня на день. Они забывают, что смерть в руках Божиих и что св. Причастие мы принимаем не только «во исцеление души», но «и тела», и люди, крепко верующие, нередко получают исцеление (выздоравливают) после св. Причащения. Если же Господу уготована скорая смерть, то напутствованные умирают со спокойной душой и очищенной совестью, и ради чистоты их души Господь посылает к их смертному одру св. Ангелов (Лк. 16: 22)

Примечание. Накануне причастия выслушай, или сам вычитай вечернее «правило перед Св. Причастием», а утром - утреннее. Женщины во время очищения не должны приступать ко Св. Тайнам.