МОЛИТВА ЦЕРКОВНАЯ И СВЯТОЙ ХРАМ

 
МОЛИТВА ЦЕРКОВНАЯ И СВЯТОЙ ХРАМ
«Единодушно пребывали в храме» (Деян. 2: 46)
Молитва домашняя, или частная совершается у себя в комнате (Мф. 6: 6), а молитва церковная - в доме Божием, в храме, и поэтому нужно сказать, что насколько храм выше и святее частного жилого дома, настолько и молитва церковная выше, превосходнее домашней. Как существуют различные училища для наук и искусств, так и храм является по преимуществу - местом, и училищем молитвы: «дом Мой, - говорит Господь, - домом молитвы наречется» (Мф. 21: 13).
В храме все верующие едиными устами и сердцем исповедуют Господа и Он здесь ближе к каждому молящемуся, скорее приемлет его молитвы, чем где-либо в другом месте (Мф. 18: 20). Скудость молитвы одного восполняется верою другого, усиливается молитвами священнослужителей, как предстоятелей величия Божия, возбуждается присутствием Св. Тайн, пением и чтением благодатного слова и проч. В храме - все братья, все дети «Отца Небесного», к Которому единомысленно взывают: «Отче наш!..» и Дух Божий обильно изливает здесь Свои дары на молящихся. Можно сказать, что в храме одна молитва - «Господи, помилуй» имеет гораздо большую силу, чем многие молитвы и поклоны на дому. Вообще дома «ты не можешь молиться так, как молишься в церкви, где собрано столько лиц, где возносится к Богу единодушный глас, где единомыслие, союз любви, - молитвы священников» (св. Иоанн. Злат.) Отсюда для нас понятно и великое значение храма Божия для каждого христианина: храм есть а) дом молитвы, б) училище благочестия, в) место особого присутствия Божия (Мф. 23: 21), он г) жертвенник небесный, на котором приносится святейшая Жертва, - Тело и Кровь Агнца Божия Иисуса Христа, вземлющаго грехи мира; храм есть д) тихая пристань, прибежище бед и скорбей, храм есть е) крепость христианская, защита от врагов спасения, так как в нем мы получаем себе подкрепление, мужество и обновление ослабевших сил духовных: веры, надежды и любви. Короче сказать - ж) храм есть «небо на земле», где «силы небесные с нами невидимо служат, а потому и сказано - В храме стояще, не небеси стояти мним...»»
Соответственно с этим должно быть и поведение христиан в храме тихое, молитвенное, благоговейное: «Всякое житейское отложим попечение» (заботы); «горе (к Богу) имеем сердца», «да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом, и трепетом...» Следовательно, христианин должен глубоко чтить св. храмы, как жилище Божие, и по мере своих средств должен жертвовать на благо украшения храма. Проходя, или проезжая мимо храма, обязан снять шапку, фуражку и перекреститься, творя молитву.
Высокому значению храмов соответствует и особое их устройство: они устрояются или продолговатыми - на подобие корабля, означая собою спасительный - Ноев ковчег (корабль) (1 Петр. 3: 20-21); или устрояются в виде креста, так как Церковь через крест Христов получила свое начало и силу; или наконец устрояются в виде круга, означающего вечность и неодолимость св. Церкви. Храмы алтарем обращены бывают на восток, так как Христос есть Солнце Правды (Малах. 4:2). Внутри храмы разделяются на три части: I) притвор, где в древности стояли кающиеся грешники и оглашенные, а  теперь стоят женщины во время очищения и до получения сороковой молитвы после рождения детей II) средняя часть, где стоят молящиеся и которая означает Царство Христово на земле и III) алтарь, куда миряне входить не могут без благословения священника, а женщины не допускаются совершенно. Алтарь собой означает таинственное небо, где в неприступном свете обитает Господь, в знак чего он отделяется от средней части перегородкою, украшенной св. иконами и называемой «иконостасом». В иконостасе трое дверей: малые - северная и южная и большие (в середине) - царские, называемые так потому, что этими вратами во Св. Дарах «приходит Царь царствующих и Господь господствующих». Против царских врат в алтаре находится св. престол, - место особого присутствия Божия. На престоле находится: крест, Евангелие, под Евангелием антиминс (шелковый плат с изображением положения Господа во гроб и со св. мощами) и дарохранительница с запасными Св. Дарами для напутствования больных. Налево от престола находится жертвенник, на котором совершается проскомидия.
На крыше храма устраивается одна или несколько глав: одна глава означает Главу Церкви, т.е. Иисуса Христа; три главы - Пресвятую Троицу; пять - Господа Иисуса и четырех евангелистов. Главы венчаются св. Крестом, потому что- «крест есть красота церковная, царем держава, верным утверждение, Павлова похвала (Гал 6: 14), бесом же язва». Вообще храм Божий есть наша радость, утешение, как о том говорит святой пр. Давид: «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень» (Пс. 121: 1).