КРЕСТ И КРЕСНОЕ ЗНАМЕНИЕ

  КРЕСТ И КРЕСНОЕ ЗНАМЕНИЕ

«Я не желаю хвалиться, разве только

крестом Господа нашего Иисуса Христа»

(Гал 6: 14)

Крестное знамение есть самое важное молитвенное действие, как по своему значению, так и по своей благодатной силе. В крестном знамении содержится вкратце все христианское учение (Символ веры), ибо изображая это знамение, мы в трех перстах правой руки выражаем свою веру в три Лица Пресвятой Троицы: Отца, и Сына, и Св. Духа; складывая персты во едино,  - выражаем веру в Троицу Единосущную и нераздельную, а складывая персты ровно, веруем, что Троица есть Равночестная; кладя крест - свидетельствуем, что веруем в Господа Иисуса Христа, «Распятаго за ны (на кресте) при понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена». Складывая остальные два перста, веруем, что в Иисусе Христе два естества: божеское и человеческое, т.е. исповедуем Его, «от Отца рожденного прежде всех век» и «воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Пригибая эти два перста сверху книзу (к ладони), веруем во Иисуса Христа, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес». Так сложенные персты, кладя на лоб (чело), просим освятить наш ум, наши мысли; кладя на грудь* [* вместо груди можно класть на чрево, прося чрез это укротить нападающую на нас похоть плоти], просим освятить наше сердце, наши чувства; кладя на правое и левое плечо, просим укрепить наши силы и освятить наши добрые дела.

Так велико значение (смысл) крестного знамения!.., но так же велика и его благодатная сила, ибо крест есть «сила Божия во спасение» (1 Кор. 1: 18) для прогнания нечистых помыслов, для укрощения страстей, для отгнания злых духов: «Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется не терпя взирати на силу его». Многие святые, как свидетельствует их житие, силою крестного знамения укрощали бурю, погашали силу огня, заграждали пасть зверей, делали безвредными смертоносные яды. Понятно отсюда, с каким благоговением и страхом мы должны изображать на себе крестное знамение и как много согрешают те, которые небрежно крестятся, «махают рукой»: они, как говорит Святой Иоанн Златоуст, только Бога прогневляют, а бесов радуют: «проклят, кто дело Господнее творит небрежно» (Иер. 48: 10). Такое же значение и такую же святость имеет и крест нательный, каковой носит на себе христианин в знак и память слов Господних: «кто хочет идти за Мной отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной» (Мрк. 8: 34)