ОБЯЗАННОСТИ К ОБЩЕСТВУ

ОБЯЗАННОСТИ К ОБЩЕСТВУ
Любовь из семьи, как из ячейки, переносится в общество и государство, всех мл. соединяя воедино: один за всех и все за одного. Нужды и успехи данного общества близки и дороги и каждому члену общества, потому что - все друг другу братья, - интересы всех совпадают с интересами семейными и гораздо легче осуществляются, достигаются общими усилиями. «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс. 132: 1) и апостол за вещает: «всех почитайте, братство любите».
Такая общественная любовь должна направляться, во-первых, на взаимную помощь в деле спасения и духовного развития, как главной цели нашей жизни, следовательно, общественники должны сообща стараться к созиданию в своих селах храмов Божиих, часовен и пр., проявлять усердие к содержанию устроенных в должном благолепии, в оказании пастырям церкви материальной помощи (1 Кор. 9: 13-14), в устройстве и содержании просветительных учреждений, как, например, школы, общественной читальни, должны открывать собеседования, евангельские вечера (совместное чтение Слова Божия при руководстве священника) и пр.; во-вторых, общественники должны заботиться о благоустройстве данного селения в материальном отношении, а потому сообща помогать бедным и сиротам свого прихода, находя им приют и работы, оказывая им помощь в посеве и уборке хлеба, в устройстве жилищ и пр.; общественники обязаны содержать дома и улицы в чистоте, дороги делать легкопроезжими, обсаживать участки деревьями, открывать потребительные лавки, основывать артельные работы и т.п. Все это согласно с духом христианства. Одним словом, общественники в материальном отношении должны помочь друг другу достигнуть того достатка, при котором легко от избытка помогать нуждающимся и осуществлять в свой жизни заповедь Божию: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35), «просящему дай».
Помогать же нужно, во-первых, с приветливостью, с охотою, «ибо доброхотно дающего любит Господь» (2 Кор. 9: 7), и подчас доброе расположение, ласковое слово бывает нуждающемуся дороже, чем простая, сухая материальная помощь - подачка денег; во-вторых, при многих общественных нуждах, нужно и помогать сообща: «с миру по нитке - голому рубашка», как о том и апостол Павел увещает: «ныне ваш избыток в восполнение их (нуждающихся) недостатка, а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: «кто собрал много, не имел лишняго; а кто мало, не имел недостатка» (2 Кор. 8: 14-15). Кто же не хочет жить жизнью общественной, живя среди общества, но хочет жить для себя только, сторонясь общественных нужд и интересов, - тот человек не имеет христианского братолюбия и чужд жизни христианской (Рим. 12 : 5, 10, 15). Хотя в подобных случаях и оправдывают себя тем, что я-де никому не делаю зла, никому не мешаю и других прошу не мешаться в мою жизнь, но такой человек похож на одинокую улитку в раковине, он забывает, что для христианина еще мало не делать зла другим, но нужно непременно делать добро другим. Раб лукавый, зарывший свой талант, другим зла не сделал, но все же был осужден во тьму кромешную за то, что не сотворил волю пославшего, не умножил на других людях своего таланта (Мф. 25: 27). Самое опасное для нашего спасения настроение есть равнодушие, или теплохладность. Таким Господь говорит: «знаю твои дела: ты не холоден, ни горяч... то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 15)
 
ОБЯЗАННОСТИ К ОТЕЧЕСТВУ
Отечество есть то же, что семья, но только размерами несравненно больше: что стены дома для семьи, то родная землица для отечества; что отец для семьи, то Государь-Батюшка для государства: семью соединяет любовь родственников, а Отечество любовь верноподданных сыновей. Сам Господь указал каждому народу и государству определенное время для его существования, и предел земли, на которой он должен жить (Деян. 17: 26).
Любовь к отечеству есть такое же врожденное человеку чувство, как и любовь к семье: «О, Родина святая! чье сердце не дрожит, тебя вспоминая!..», почему и евреи некогда в плену Вавилонском говорили: «если я забуду тебя, Иерусалим, - забудь меня десница моя» (Псал. 136: 5). Истинная же любовь к отечеству проявляется «не словом, не языком, но делом и истиною, именно в том, что мы 1) содействуем благосостоянию своего отечества, его возвышению и славе; 2) всеми мерами охраняем и защищаем славу, достоинство и неприкосновенность отечества и 3) когда является нужда (в военное время) отдаем охотно всю свою жизнь для спасения отечества, - «полагаем свою душу»...
Для выполнения первой цели мы должны, всеми силами и талантами служить отечеству, все как члены одного тела государственного, но служить разным служением, и в разной мере (Римл. 12 гл.), так как и таланты у нас различны и силы не равны: кто пером, а кто и топором, кто в городе, кто в поле; служить же не в одиночку, а так что друг другу помогать: более сильные по положению и по талантам да помогают - более слабым: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6: 2). «Мы сильные, должны носить немощи безсильных, и не себе угождать» (Рим. 15: 1). О таком служении христианском и апостол Петр пишет: «служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр. 4: 10); пусть никто не думает, что его работа маленькая и малополезная, пусть не завидует тем, которые, на его взгляд, совершают большое дело: во-первых, кому много дано, с того много и взыщется (Лук. 12: 48), а во-вторых, работу нашу измеряет и оценивает Господь, а у Него иной суд, иная мера (Исайя. 55: 8), почему и жертву бедной вдовицы Он поставил выше жертв богачей: «многие будут первые последними, а последние первыми» (Матф. 19: 30)
Для охраны чести и неприкосновенности владений своего отечества верноподданные сыны жертвуют всем своим достоянием, отдают за это и свою жизнь.
Если каждое творение: муравей, например, или пчелка защищает свое гнездо и свою царицу, так что и жизни не жалеет, то не тем ли более это должен делать разумный человек? Да, поистине, подвиг и смерть за свое отечество достойны похвалы и высшей награды, не только здесь на земле, но и на небе, как о том удостоверяет слово Божие: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн. 15: 13).
Вследствие этого - мы христиане непоколебимо веруем, что, например, христолюбивые воины, в сознании своего священного долга и по влечению сердца положившие душу свою за Веру, Царя и Отечество, наследуют Царство Небесное и получают венцы нетленные, как христианские мученики: ибо «любовь покрывает множество грехов» (1 Петр. 4:8)
Та любовь, которая распространяется на все отчество, со всею своею силою сосредоточивается на Государе Императоре, как на центре государственной жизни. Нужно при том заметить, что наш Русский Государь не есть только представитель своего народа и высший правитель, но Он, во-первых, есть Божий помазанник, который Самим Господом через таинственное помазание венчается на царство и получает особые благодатные дары: Его личность священна и неприкосновенна (Пс. 104: 15).
Русские граждане не только любят своего Царя, но и благоговеют перед ним, как перед образом Божественной власти на земле (притч. Соломон. 8: 15); во-вторых, наш Государь есть наш общий отец, или Царь-Батюшка и мы о Его недостатках или ошибках суждения или пересуды подданных считаем не только не позволительными, как суждения детей о недостатках своего отца, но и позорными, приравнивая, их вполне к поведению Хама. Поэтому мы - верноподданные считаем за непременный и священный свой долг по отношению к Государю Императору нижеследующее: 1) после Господа Бога высшею властью на земле достойною глубочайшего почтения, почитать власть Царскую: «Бога бойтеся, Царя чтите» (1 Петр. 2: 17); повторяем, что русские не только любят своего Царя, как отца, но и благоговеют перед Ним, как перед носителем Божественной власти на земле и лицом священным; 2) молиться ежедневно за Царя, о его здравии, спасении и благоденствии; почитать царские дни, ограждать покой и безопасность Государя: в награду за все это Господь подает верноподданным сынам тихую, безмятежную и благочестивую жизнь (1 Тим. 2:2); 3) исполнять безпрекословно все законы и распоряжения державной власти (1 Петр. 2: 13), хотя бы они и противоречили нашим личным интересам: так всецело повиновался власти на земле Сам Господь, апостолы и все Святые даже и тогда, когда среди Императоров были гонители на христиан.
Почтение и повиновение с Государя Императора переносится и на всех поставленных Им правительственных лиц, или властей предержащих: ведь они, как говорит Святитель Феофан Тамбовский, «суть руки, очи и ноги Государя», а потому - «всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13: 1-2). «Итак, отдавайте всякому должное: кому - подать, подать; кому - оброк, - оброк; кому страх, - страх; кому честь, - честь» (Рим. 13: 7).
 
  ОТНОШЕНИЕ К ИНОРОДЦАМ И ИНОВЕРЦАМ
Все инородцы - наши братья, хотя и не такие близкие, как единоплеменники и единоверцы. Ведь всех Господь Бог сотворил из одной персти (земли), вдунул одну душу, всех венчал одинаковым достоинством, - «малым чем умалив от ангелов» (Пс. 8: 6), и всем людям «желает спастись и в разум истины прийти». Поэтому по заповеди Божией мы обязаны всех людей любить и всем делать добро (Гал. 5 : 14), даже врагам и ненавидящим нас (Мф. 5: 44). О любви деятельной ко всем ближним: - к иноверцам и иноверцам  Господь сказал в притче о милосердном самарянине (Лук. 10: 30-37), увещая нас быть сынами Отца Небесного, который повелевает солнцу сиять над добрыми и злыми, праведными и неправедными (Мф. 5: 45-48).
К сожалению, у нас к инородцам и иноверцам далеко не всегда наблюдается доброжелательное отношение, особенно среди простонародья, наоборот чаще замечается высокомерие, причем  называют инородцев «тварями», «погаными»,  стремятся их унизить, оскорбить, причинить им вред. Поступающие так христиане нарушают заповедь Божию о любви ко всем людям и на свою голову собирают гнев Божий.
Некогда, во времена св. апостола Павла, христиане из язычников превозносились подобно некоторым из нас, над евреями, не уверовавшими во Христа; и вот св. апостол, увещая их, написал о том, что они - христиане не более, как «дикая маслина», которая по милосердию Божию, по отсечении негодных ветвей (неверующих) привита к корню дерева «Церкви», и если Господь их, природные ветви, то есть, евреев не пощадил, а отсек, то ты-то, дикая маслина, не гордись, а бойся, пощадит ли тебя Господь правосудный! От Израиля Он отвратил Свое Лицо на время, пока язычники не войдут в Его Царство, а затем и Израиль весь спасется (Рим. 11: 17-36).
Итак прежде, чем нам превозноситься над язычниками из инородцев, вспомним, что среди них Господь находил такую великую веру, какой не нашел и среди верных Своих сыновей (Мф. 8: 10); и что многие из язычников уверуют во Христа и наследуют Царство Небесное, тогда как, наоборот, «сыны царства» (то есть христиане), если будут жить нечестиво, «извержены будут во тьму кромешную: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8: 12).
Второе основание нашего доброжелательного отношения к иноверцам и проявления к ним деятельной любви заключается в той истине, что только мы, православные христиане, принадлежим  к истинной спасительной Церкви, ибо «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4: 4,5), одно тело Церковное, - а все другие веры и церкви не истинны и не спасительны. Следовательно, иноверцы могут погибнуть не телом только, но и душой, если мы им не поможем, не выведем на путь истины.
А если всякий благородный человек, видя погибающего в огне, или в воде, забывает себя, не расспрашивает, кто гибнет и почему, но тотчас бросается спасать гибнущего, то не тем ли более и мы должны стремиться спасти иноверцев, гибнущих на веки вечные духом и телом! Воистину так. Отсюда ясно, что не священнослужители только, но и все православные миряне обязаны оказывать помощь в деле спасения иноверцев, для обращения их в Церковь православную, а поэтому: 1) должны сами знать хорошо свою веру православную, читать чаще слово Божие и душеспасительные книги, чтобы быть нам в состоянии и другому объяснить и рассказать про правду и красоту нашей веры (1 Петр. 3: 15). 2) Всячески стараться о том, чтобы не словом только действовать на другого заблуждающегося, но более духом, то есть, вести самому жизнь добрую; добро само по себе светит и просвещает и обращает на путь истины «сидящия во тьме»  и они, видя наши добрые дела, познают и прославляют Отца нашего Небесного (Мф. 5: 16). 3) Оказывать помощь пастырям и благовестникам (миссионерам), которые обращают на путь спасения заблуждающихся: помощь же эта заключается во всяком содействии  с нашей стороны пастырям, в денежных и других жертвах на миссионерское общество. 4) Обращаясь со всеми иноверцами (язычниками, раскольниками и еретиками) любовно и кротко «дабы тем привлечь их к покаянию» (Карф. Собор 77 прав.), православные христиане тем не менее не должны ходить в их молитвенное собрание (Апостол, прав. 45, Лаод. прав. 33), ни на их кладбища для молитвы (Лаод. прав. 9), ни принимать от них пожертвований и даров (Апост. прав. 46, Лаод. прав. 37), ибо все это унижает достоинство, или честь православных христиан. 5) Обязаны ежедневно молиться об обращении и спасении заблудших (см. краткое молитвенное правило) и в частности, о том, чтобы Господь послал для спасения иноверцев «делателей», то есть, благовестников (Мф. 9: 38), мужей сильных в слове и деле.
 
ОБЯЗАННОСТИ К САМОМУ СЕБЕ
Каждый христианин должен заботиться о том, чтобы у него было тело здоровое и дух здоровый, восходящий по сути совершенства. Наши обязанности к себе основываются: во-первых, на любви к Богу, к Которому мы можем приближаться, только выполняя свой долг и идя указанным тесным путем; во-вторых, на любви к себе, которая не должна превышать любви к ближним, иначе она превращается в порок самоугождения (эгоизм) (Марк. 12: 31), и в-третьих, на сознании своего христианского достоинства, своей высокой чести сынов Божиих, «какова честь обязывает нас жить и поступать сообразно со своим достоинством» (Еф. 4: 1). Если и каждый воспитанный язычник более всего на свете дорожит своею честью и считается позором, как говорят, например, китайцы «потерять свое лицо (честь)», то не тем ли более мы - христиане должны дорожить своею несравненною честью и всячески оберегать ее через добрую жизнь?
О чести и высоте звания христианского мы сказали уже в начале этой книжки, а здесь добавим только то, что честь эта настолько велика и драгоценна, что одно размышление о ней приводит в благоговейный трепет. Так, Господь Иисус Христос всех христиан, исполняющих волю Его, уже не называет слугами, но своими «братьями, сестрами» (Марк. 3: 35) и «друзьями» (Иоанн. 15: 14); им Он заповедал обращаться к Богу, как к Отцу своему (Иоанн. 20: 17). Души и телеса христиан суть ничто иное, как «храм Божий» (1 Кор. 3: 16), который соответственно с этим должны мы соблюдать в чистоте и святости, а кто растлит храм Божий (свою душу и тело), того растлит и Бог (1 Кор. 3: 17). Оттого то христиане всех времен, начиная с апостолов, выше всего на свете ставили свое достоинство христианское: в нем видели смысл своей жизни, свое счастие на земле и небе, за него шли мужественно на любое мучение и отдавали за него, не раздумывая, свою жизнь.
«Я христианин» - говорили своим мучителям сонмы святых мучеников, и этим одним словом они определяли сове поведение, свои надежды и источники своих несокрушимых сил. Так и блаженный апост. Павел, более всех потрудившийся для Христа и перенесший за имя Его многие мучения (2 Кор. 11: 23-29), свидетельствует, что Крест Христов есть его единственная похвала и слава (Гал. 6: 14).
Тот путь, которым мы должны пройти, исполняя свой долг христианский, подобен лестнице, ведущей от земли на небо, и нельзя идти по нему, шагая через несколько ступеней, но нужно соблюдать во всем постепенность.  Как в обычной жизни человека бывают неизбежные возрасты: младенчество, отрочество, юношество, мужество, так точно и в духовной - христианской жизни мы начинаем с младенчества, хотя бы были уже старцами по возрасту (1 Кор. 3: 1; 13: 11; Ефес. 4: 14; 1 Петра 2: 2); и во время младенчества нуждаемся в духовном молоке, но в конце концов при своем усердии и благодати Божией достигаем постепенно полного возраста «мужа совершенного» (Ефес. 4: 13), - приходим в познание Сына Божия: тогда уже бываем в состоянии принимать и твердую пищу, - для нас будут безопасны соблазны ересей и расколов, издевательства, притеснения и гонения за жизнь благочестивую. Лестницу этого постепенного развития духовного, или самоусовершенствования указал Господь Иисус Христос в заповедях блаженства, а именно: 1) смирение (нищета духовная), 2) плач о грехах (сокрушение), 3) кротость, 4) устремление всей души к праведности (святости), 5) милосердие ко всем, и ко врагам; 6) чистота душевная; 7) мир духовный и умиротворение враждующих; 8) мужество в притеснении, перенесении и гонении за благочестивую жизнь; 9) мученичество за Христа.
Так постепенно совершенствуясь, восходя от силы в силу, христианин развивает и украшает все стороны своей души: ум, волю и сердце. О таком развитии указанных трех сил душевных мы скажем здесь в отдельных трех главах.