ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ (СОБОРОВАНИЕ)


ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ (СОБОРОВАНИЕ)

Апостолы «многих больных мазали маслом, и

исцеляли» (Мк. 6: 13)

 

Таинство елеосвящения совершается над тяжело больным человеком, который всю надежду возложил на Господа - «Врача душ и телес». В этом таинстве и подается благодать Божия, врачующая недуги телесные и душевные (грехи), как о том пишет св. ап. Иаков: «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и  воздвигнет его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14-15). По правилам церкви елеосвящение совершается семью священниками - собором, потому и елеосвящение часто называется «соборованием». По нужде таинство это нередко совершается одним священником, но в таком случае он должен читать все семь молитв от лица собора пресвитеров и вычитать все семь евангелий. - Предварительно в пшеницу на отдельно поставленном столике ставят семь горящих свечей, означающих семь даров Св. Духа, а в особый сосуд наливаются чистый елей (масло) и вино в воспоминание евангельского милосердного самарянина (Лк. 10: 34). Это освященной смесью (соединением вина и елея) помазует священник чело, ноздри, щеки, уста, руки и грудь больного, чтобы освятить все его тело, все чувства и силы.

Таинство елеосвящения, как врачевство духовное, или воздвигает по вере болящего от одра смерти, или служит средством «для безболезненной, непостыдной, мирной кончины» нашей, т.е. самого дорогого венца жизни христианской, о чем благочестивый христианин  молится всю жизнь и что ублажает Сам Господь Бог: «блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей! говорит Дух, они успокоятся от трудов своих» (Откр. 14: 13). Как врачевство духовное, соборование может быть совершено несколько раз над одним и тем же человеком в случае повторения тяжелой болезни.

Некоторые неразумные люди боятся приступать к соборованию, так как думают, что в случае выздоровления они должны будут вести жизнь монашескую, не есть мяса, не сообщаться с женой, ходить босиком... Но это выдумка людская. Конечно, прекрасно супружеское воздержание, если оно происходит с обоюдного согласия и не вредит ни мужу, ни жене; хорошо и мяса не есть, но все - это не обязательно: пусть знают упомянутые суеверы, что елеосвящение, по учению св. Церкви, вовсе не есть подобие пострига в монашество и что для выздоровевшего супруга по прежнему остается супружеское - «ложе непорочно», как освященное Церковью, и что сама по себе пища не приближает нас к Богу (1 Кор. 8:8), если воздержание не основано на духе любви (ст.9)

Примечание. Таинству елеосвящения предшествует исповедь и последствует причащение больного.