БОГОСЛУЖЕНИЕ (ЦЕРКОВНЫЕ СЛУЖБЫ)

 
БОГОСЛУЖЕНИЕ (ЦЕРКОВНЫЕ СЛУЖБЫ)
«По множеству милости Твоей вниду в дом
Твой» (Пс. 5: 8)
Всех служб церковных девять, совершаемых в течение суток по три вместе: вечером три, именно: девятый час, вечерня и повечерие; утром три: полунощница, утреня и час 1-й; около полудня три: часы 3-й, 6-й и литургия (обедня). Накануне праздников служится всенощное бдение, которое состоит также из трех служб: вечерни, утрени и 1-го часа.
Самая важная, - самая священная из этих служб есть литургия (обедня); на ней совершается таинство Св. Причащения; все остальные церковные службы являются подготовительными для литургии и предваряют ее. Литургия в свою очередь разделяется на три части: 1) проскомидия, во время которой приготовляется для Св. Причащения вино и из просфоры вынимается «Агнец», а из других 4-х просфор вынимаются частицы в честь святых и за живых (о здравии) и за мертвых (о упокоении); 2) литургия оглашенных, которая начинается словами: «Благословенно Царство Отца и Сына и Св. Духа» ... и кончается словами: «оглашении, изыдите»; 3) литургия верных, которая начинается словами: «елицы верни, паки и паки миром Господу помолимся» и кончается Отпустом. На литургии вкратце вспоминается вся жизнь Господа Иисуса Христа по Его повелению, ибо Он, Сам впервые совершивши на Тайной Вечери таинство Причащения, заповедал верующим: «сие творите в Мое воспоминание» (Лук. 22: 19).
Действительно, во время малого выхода с Евангелием, когда поются блаженства: «во Царствии Твоем помяни нас, Господи... Блажени нищи духом» и пр. - мы воспоминаем шествие Господа Иисуса Христа на проповедь; во время великого выхода перед пением «Яко да царя всех подымем» воспоминаем шествие Господа Иисуса Христа на Голгофу на вольное страдание и смерть на кресте, когда священник возглашает - «примите, ядите, сие есть Тело Мое»... и «пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя».., воспоминаем тайную вечерю Иисуса Христа с апостолами.
Когда выносятся Св. Дары к народу при словах: «со страхом Божиим и верою приступите», вспоминаем явление воскресшего Господа верующим. Наконец, во время второго изнесения Св. Даров к народу и при благословении ими при словах: «всегда, ныне и присно, и во веки веков» вспоминаем вознесение Господа Иисуса Христа на небо и Его благословение верующих (Лк.24: 51).
Самый важный момент во время литургии бывает при пении: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимся, Боже наш», так как в это время совершается освящение Даров: силою Духа Святого через благословение священника вино и хлеб (агнец) становятся истинным Телом и истинною Кровью Христа Бога. А потому христианин во время пения - «Тебе поем» должен особенно молиться горячо, стоять «добре - со страхом», а по окончании песнопения совершить поклонение до земли Св. Тайнам Христовым.
Существуют три чина (порядка) литургии: св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого и Литургия преждеосвященных Даров или св. Григория Двоеслова. Литургия св. Иоанна Златоуста совершается во весь год, когда не положено совершать двух остальных литургий. Литургия Василия Великого совершается десять раз в году: во все воскресения Великого поста, исключая Вербное воскресение, в четверг и субботу на страстной неделе, на новый год и в навечерия, или самые праздники Рождества Христова и Крещения. Литургия преждеосвященных даров называется так потому, что на ней приобщаются Св. Дарами, освященными ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Она совершается по средам и пятницам Великого поста в первые три для на страстной седмице, т.е. великие понедельник, вторник и среду.
Идя в храм, твори молитву: «вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем» (Пс. 5: 8). Войдя в храм, поклонись 3 раза с молитвой: «Боже очисти мя грешнаго и помилуй мя». Если имеешь средства и усердие - купи свечу и поставь ее с поклоном. Затем стань на своем месте и благоговейно внимай тому, что поют и читают, молись и делай поклоны - 1) поясные, при всяком прошении, т.е. всякий раз, когда диакон, или священник возглашает «Господу помолимся» или «у Господа просим», а певчие поют «Господи помилуй», «подай, Господи»; и затем когда священник творит возглас, например «яко подобает Тебе всякая слава»... «Яко милостив»... «Яко Твоя держава»... Кланяйся в пояс при словах: «приидите поклонимся» (3 поклона) и аллилуйя (3 поклона); перед чтением и после чтения Евангелия по одному поклону; по окончании «Яко да царя» при пении «аллилуйя» три поклона; при словах; «приидите, ядите» и «пийте от нея вси» по одному поклону. И вообще твори поклоны, когда слова молитвословий побуждают к этому, например, при словах: «припадем. поклонимся, молимтися».
2) Земные поклоны твори по окончании пения «Тебе поем», после «Достойно есть, яко воистину...», перед «Отче наш», при возгласе «Святая Святым», при словах: «со страхом Божиим  и верою приступите» и при возгласе: «всегда, ныне и присно, и во веки веков». Но в праздники великие (двунадесятые) вместо земных поклонов во всех указанных случаях твори лишь поясные, а также и во время от Пасхи до Пятидесятницы и от Рожества Христова до Богоявления.
При словах - «главы наша Господеви приклоним», наклонение главы»; во время великого выхода - также наклонение главы; также и во время чтения Евангелия.
 
ПРАЗДНИКИ ЦЕРКОВНЫЕ
«Помни день субботний, во еже святити его» (Исх. 20: 8)
Праздниками называются такие дни, которые установлены Церковью в честь и память Господа нашего Иисуса Христа и вообще для прославления Пресвятой Троицы, в честь Пресвятой Богородицы и Святых. Все христиане обязаны в праздничные дни посетить храм Божий для того, чтобы принять участие в церковном торжестве, а дома провести день свято: в чтении слова Божия и душеспасительных книг, в посещении больных, в темнице заключенных для оказания посильной помощи или для выражения доброго участливого слова, которое иногда бывает дороже золота. Весьма похвально в такие дни устраивать сообща религиозные собеседования, или евангельские чтения, или чтения вообще полезных книг, приглашая на них священника, или по его благословению диакона, псаломщика, или какого-либо мирянина, начитанного в слове Божием.
Работать в праздничные дни запрещается, исключая тех случаев, когда работа обращается не в житейское занятие, а в благословенное дело - например: убрать поле безпомощным сиротам, поправить дом горькой вдове и т.п. Одним словом, по заповеди Господней день праздничный нужно отдать - Господу Богу, т.е. на богослужение, на молитву, на добрую душеспасительную беседу и добрые дела. Самым частным праздником является воскресный день (52 раза в год), который празднуется вместо ветхозаветной субботы в седьмой день недели. Это день великого христианского торжества, - прославления события Воскресения Господа из мертвых, на каковом событии основана наша христианская вера, все наши надежды, вся наша радость (1 Кор. 15: 17). Оттого всякий христианин, который, живя недалеко от храма, по нерадению, по лености и небрежно без уважительной причины не посетит три раза подряд богослужения в воскресный день, подлежит по правилам 6-го Вселенского Собора тяжелой эпитимии: «Аще мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которыми бы надолго был устранен от своей церкви, но пребывая в граде* [* Город здесь упоминается особенно потому, что в нем обычно много храмов и сообщение с ними не затруднительно],  в три воскресные дня не придет в церковное собрание, то да будет удален от общения». Поэтому, если в праздники ты ходишь не каждый раз в храм Божий, исповедай этот грех духовнику.
Воскресный день особенно светло, торжественно празднуется один раз в год между 22 марта и 25 апреля и называется «Светлым Христовым Воскресением» и «Пасхою». Этот день почитается выше всех великих праздников и к нему справедливо прилагается название «праздник праздников и торжество торжеств», почему он выделяется особо и не идет в счет великих двунадесятых праздников.
К этому превеликому дню верующие, помимо 40-дневного великого поста, подготавливаются еще постом Страстной Седмицы, богослужения которой весьма величественны, умилительны и составляют особую красоту православного богослужения. А богослужение пасхальное (особенно утрени) так невыразимо прекрасно и светло-радостно, что скорее напоминает Небесное, а не земное славословие: «ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя»... все - Небесное и земное слилось в одно торжество, в один победный гимн «Победителю смерти»...
Ради такого пресветлого торжества всю пасхальную неделю не закрываются Царские врата в знак того, что Господь «отверз верующим Царство Небесное», возвратил утерянный рай; ради этого бывает всю неделю звон колоколов, а верующие с любовью лобызают друг друга, приветствуя: «Христос Воскресе!» «Воистину Воскресе!»... и ради Светлого воскресенья прощают друг другу все затаенные обиды: «ненавидящим нас простим вся воскресением»...
Тропарь, гл. 5
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ (1) и сущим во гробех(2) живот (3) даровав.
1)     уничтожив 2) мертвым 3) жизнь
 
Праздников великих двунадесятых, как показывает само название, - всего 12, помимо этого существуют праздники особо чтимых святых (например ап. Петра и Павла) и дни высокоторжественные - царские (напр, восшествие на Престол Государя Императора, день коронации, день тезоименитства и пр.) Круг церковных праздников, по уставу церкви, начинается с осени, а именно:
1.     Рождество (день рождения) Пресвятой Богородицы - 8 сентября.
Тропарь, гл. 4
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней (1). Из Тебе бо возсия (2) Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву(3), даде благословение и упразднив смерть, дарова нам живот (4) вечный.
1)     миру 2) родился 3) проклятие за грех Адама и Евы 4) жизнь
 
Величание.
Величаем Тя(1), Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
2.     Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября.
Тропарь, гл. 4
Днесь(2) благоволения(3) Божия предображение (4) и человеков спасения проповедание: в храме Божий ясно (5) Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно (6) возопиим(7): радуйся, Смотрения Зиждителева исполнение(8).
Величание.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.
1)     Тебя 2) сего дня 3) милости 4) предвестие 5) торжественно 6) громко 7) воспоем 8) промысла Божия совершение
 
3.     Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта.
Тропарь, гл. 4
Днесь спасения нашего главизна(1), и еже от века таинства явление(2), Сын Божий Сын Девы бывает(3), и Гавриил благодать благовествует. Темже(4)  и мы с ним Богородице возопиим(5): радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Величание
Архангельский глас(6) вопием Ти(7) Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
 
Примечании:. Этот праздник особо чтится св. Церковью; он никогда не переносится на другой день (как Сретение), и если случается в великом посту, то пост ради его ослабляется, а если случается на Пасху, то служба Благовещению не отменяется.
1)     начало, основание 2) откровение предвечной тайны 3) соделываться 4) поэтому 5) воскликнем 6) приветствие 7) Тебе
 
 
4.     Рождество Христово - 25 декабря.
Тропарь, гл. 4
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума(1): в нем бо(2) звездам служащии звездою учахуся(3), Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети(4) с высоты Востока, Господи, слава Тебе.
(т.е. поклоняться Христу, Который называется в слове Божием - «Солнцем правды» (праведности) и «Востоком свыше» (Лук. 1: 7-8; Малах. 4: 2)
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя(5) и Пречистыя Девы Марии.
Примечание: После Светлого Воскресенья праздник Рождества Христова почитается самым великим, к нему так же, как и к Пасхе, верующие приготовляются 40-дневным постом, накануне (в сочельник) до вечера (до звезды) совсем не вкушают пищи. Всенощное бдение начинается великим повечерьем, на котором поется: «с нами Бог, разумейте языцы (язычники)!»... На Литургии вместо Трисвятого перед Апостолом поется «Елицы во Христа крестистеся»...
1) т.е., через рождение Христа Бога всему миру открылось познание Бога - истинная вера 2) ибо в мире 3) язычники-звездочеты 4) научены Вифлеемскою звездою 5) не замужней
5.     Сретение Господне - 2 февраля
Тропарь, гл. 1
Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме(1): веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.
1). т.е. язычников и грешников - Мф. 4: 16
 
6.     Крещение Господне (Богоявление) - 6 января.
Тропарь, гл. 1
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение(1): Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе(2), возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение(3); явлейся, Христе Боже, и мир просвещяй(4), слава Тебе.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.
Примечание. Под праздник (в навечение) Крещения христиане постятся до вечера. Богослужение накануне бывает такое же, как под Рождество Христово, т.е., начинается с Велик. повечерия. Водоосвящение бывает как под праздник (в храме), так и в самый праздник после Литургии, для чего христиане отправляются крестным ходом на реку в память Крещения Господа Иисуса Христа на реке Иордан.
1)          прославление Пресвятой Троицы: Отца, Сына и Святаго Духа, почему праздник и называется - Богоявление 2) Бога Отца 3) подтвердил истину слова (гласа) Отца 4) явившийся и просветивший мир
 
7.     Преображение Господне - 6 Августа
Тропарь, гл. 7.
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху(1) да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение.
1.     насколько они могли вместить были в силах
 
 
8.     Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) - за 6 дней до Пасхи.
Тропарь, гл. 1.
Общее воскресение прежде Твоея страсти(1) уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже; темже(2) и мы, яко отроцы(3) победы знамения носящее(4), Тебе Победителю смерти вопием: Осанна в вышних(5), благословен грядый во имя Господне.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних, и  мы Тебе вопием, благословен грядый во имя Господне.
Примечание. На утрени этого праздника раздается освященная верба в память евангельского события (Мф. 21:8). Существует в некоторых местах нелепое обыкновение - хлестать после богослужения друг друга освященною вербою с разными шутками-прибаутками... Таким образом священное «знамение победы» обращается в потеху!.. Поистине дикий обычай, недостойный христиан, поэтому с искоренением его нужно бороться всеми мерами.
1)     страдания 2) поэтому 3) подобно еврейским детям 4) т.е. держа зеленые ветки 5) спасение от Бога
 
9.     Вознесение Господне - через 40 дней после Пасхи.
Тропарь, гл. 4
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святого Духа, извещенным им бывшим благословением(1), яко(2) Ты еси Сын Божий(3), Избавитель мира.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение.
 
10.                Пятидесятница (Троицын день) - через 50 дней после Пасхи.
Тропарь, гл. 8
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже(4) премудры ловцы явлей(5) низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную(6)Человеколюбче, слава Тебе.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.
Примечание. После Литургии в этот день служится вечерня, во время которой (в конце) священник читает с коленопреклонением три молитвы: о ниспослании нам, как некогда св. апостолам, Св. Духа, о прощении грехов наших и об упокоении всех, в вере и надежде усопших христиан.
1)              они - апостолы- через полученное благословение (Лук. 24: 51) известились, удостоверились 2) что 3) Спаситель 4) Который 5) т.е. сделал апостолов премудрыми проповедниками обращающими (уловляющими) язычников в Церковь Христову 6) покорил мир Евангелию.
 
11.                Успение Пресв. Богородицы - 15 августа
Тропарь, гл. 1
В рождестве(1) девство сохранила еси, во успении(2) мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу(3), Мати сущи Живота(4), и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Величание.
Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.
Примечание. К празднику Успения Пресвятыя Богородицы верующие подготовляются двухнедельным постом, который после Великого поста почитается православными христианами особенно и соблюдается наиболее строго: рыба разрешается только в день Преображения Господня
1)     при рождестве Христа 2) по смерти 3) к вечной жизни в Царстве Небесном 4) будучи Матерью Жизни, т.е. Иисуса Христа - (Иак. 14: 6)
 
12.                Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня - 14 сентября
Тропарь, гл. 1
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое(1), победы на сопротивныя(2) даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство(3).
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы (4) вражия.
Примечание. В этот день Св. Церковь воспоминает Крест Господень, т.е. Его страдания, и нас благословляет нести собственные жизненные кресты; поэтому в этот день строгий пост. На утрени после великого славословия выносится честный крест Господень на средину храма для всеобщего поклонения.
1)     т.е. Церковь - (Деян. 20: 26) 2) на врагов 3) т.е. христиан, в которых живет, обитает Господь - (Ин. 17: 23) 4) от рабства диавола
 
ПРАЗДНИКИ ОСОБО ЧТИМЫЕ
Помимо великих двунадесятых праздников существуют особо чтимые праздники, как всеобщие (для всей Церкви Русской), так и местные (для данных губерний или обителей). К первым принадлежат: день Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 Августа) - день постный, день Рождества его (24 Июня), преставл. ап. и Еванг. Иоанна Богослова (26 Сентября), Казанской иконы Божией Матери (22 Октября), св. Николая Мирл. чудотворца (6 Декабря и 9 Мая) и праздник в честь св. первоверховных ап. Петра и Павла (29 Июня). К  празднику св. Первоверховных ап. Петра и Павла Церковь приготовляет верующих особым постом, так как она почитает в лице этих апостолов «Церкви Христовой утверждение» (см. Акафист), «вселенной учителей, весь мир своим учением просветивших».
Тропарь, гл. 4
Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Величание.
Величаем вас, апостоли Христовы, весь мир ученьми своими просветивши и вся концы[вселенной] ко Христу приведшия.
К числу местночтимых праздников принадлежат: дни прославления преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, св. Благоверных Александра Невского, преподобных Сергия и Германа Валаамских, прп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, прп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, прп. Иова Почаевского и других.
Хотя вышеуказанные Святые почитаются и всею Церковью и им всюду правится служба, но в одних местах эти дни чтутся наряду великих праздников и потому совершается церковное торжество, как в храмовые праздники; тогда как в других местах праздники эти проходят мало заметно для мирян. Так например праздник св. Иннокентия, Иркутского чудотворца, торжественно празднуется по всей Сибири 26 Ноября (9 Февраля празднуется менее) с закрытием присутственных мест, тогда как в европейской России об этом Святителе Божием мало известно и этот день не празднуется.
Тропарь Святому Иннокентию, гл. 3.
Светильниче Церкви пресветлый, озаривый лучами доброт(1) твоих страну сию(2) и исцеленьми многими притекающих к рацее твоей с верою Бога прославивый, молим тя, Святителю отце Иннокентие, ограждай молитвами твоими град (или обитель, весь) сей от всех бед и печали.
Величание.
Величаем Тя, Святителю отче Иннокентие, и чтим святую память Твою, Ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Примечание. До конца обедни (Литургии) в праздники пищи не вкушай, чаю не пей, а возвратившись из храма, помолись прежде св. иконам, поздравь домашних с праздником, вкуси вместе с ними св. просфоры и тогда принимайся за еду; св. просфору можно вкушать только натощак.
1)     добродетелей 2) Сибирь